Правовое положение криптовалют и технологии блокчейн в РФ. Консультация адвоката.

Правовое положение криптовалют и технологии блокчейн в РФ

Криптовалюты

На данный момент (24 августа 2017 года) российским законодательством прямо не определен правовой статус криповалюты. Но есть позиция Центробанка, которая выражена в законе о Центральном банке РФ, согласно которой в России признается только официальная денежная единица РФ – рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц не допускается, в том числе запрещен выпуск денежных суррогатов. Вместе с тем ответственность за несоблюдение указанного запрета не установлена. Кроме того, в законодательстве РФ отсутствует определение понятия «денежные суррогаты».

Что такое «денежные суррогаты» и можно ли отнести к ним криптовалюты? К сожалению, обстоятельства складываются так, что криптовалюты уже признаются Де-факто денежными суррогатами. Центрабанк РФ ещё раньше выражал свою позицию по поводу биткоин и причислил её к виртуальным валютам. Свою позицию против виртуальных валют ЦБ РФ приправил следующими аргументами: отсутствие обеспечения и юридически обязанных по ним субъектов; операции носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых «виртуальных биржах» и несут высокий риск потери стоимости; анонимный характер деятельности по выпуску «виртуальных валют» неограниченным кругом субъектов; возможность вовлечения граждан и юридических лиц  в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Таким образом, ЦБ РФ предупреждает, что предоставление российскими гражданами, юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Позицию ЦБ РФ поддерживает Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая глубже обрисовала «проблему», ссылаясь на то, что процесс выпуска и обращения наиболее распространенных криптовалют полностью децентрализован и отсутствует возможность его регулирования, в том числе со стороны государства. Еще одной из ключевых особенностей использования криптовалют является анонимность пользователей таких криптовалют. Также, криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. Вышеуказанные обстоятельства, и в первую очередь анонимность платежа, обусловили активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания, служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Также ФСФМ РФ беспокоит то, что отсутствие в системах криптовалют контролирующего центра, влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалют вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. К примеру, если оплата произведена, но услуга или товар не получены, то нет гарантий возврата такого платежа. При этом, криптовалюты в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность. Поэтому Росфинмониторинг информирует, что использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

ФНС России, ссылаясь на федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вообще признаёт операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, — валютными операциями, порядок проведения которых установлен этим законом, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Несмотря на то, что в российском законодательстве в настоящее время нет прямого запрета на использование криптовалют в качестве средств платежа, а также на их обмен и выпуск, тем не менее, государству не требуется прямого законодательного запрета биткоин, криптовалют и виртуальных валют, чтобы признать операции с ними подпадающими под подозрение компетентных органов. В то же время сейчас даже технически невозможно вести такие операции в рамках российского законодательства, т.к. нет кредитных организаций, работающих с криптовалютами.

Но, чтобы окончательно закрыть этот вопрос Минфином России были разработаны проекты федерального закона, вносящие поправки в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс об административных правонарушениях РФ. В настоящее время данные проекты уже прошли публичные обсуждения и, возможно, спустя небольшое время в КоАП и Уголовный кодекс будут внесены поправки, предусматривающие ответственность за изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов.

Также, скорее всего, будут внесены изменения в федеральный закон о Центральном банке РФ, которые дадут определение понятию «денежные суррогаты». Определение будет примерно следующим: «Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренных федеральным законом (далее – денежные суррогаты), а равно осуществление операций с использованием денежных суррогатов запрещаются. Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг». Таким образом, дано более широкое понятие, чем «криптовалюты» или «виртуальные валюты», под которое подпадают любые криптовалюты, за исключением условных «баллов, бонусов», как бы они не назывались, возникающих как средство стимулирования приобретения товаров, работ, услуг.

Из всего этого следует, что ведение операций с криптовалютами уже сейчас может вызвать интерес у органов валютного контроля и не только. А вскоре, по всей видимости, будет введена ответственность за изготовление (выпуск, майнинг), приобретение в целях сбыта, и сбыт криптовалют.

А для тех, кто думает уйти в другие юрисдикции, работать через оффшорные компании и зарубежные хостинги, и оттуда предоставлять сервис для граждан РФ, государство может применить аналогичный порядок признания обязанности соблюдать российское законодательство, какой существуют для владельцев новостных агрегаторов – «Владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети «Интернет» на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет», обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации».

Как видно из вышесказанного, российское государство на своей территории хочет контролировать расчёты в любой валюте, и если это ему не удаётся, то такие расчёты подлежат запрету. Это не означает, что криптовалюты совсем не будет в РФ, она, скорей всего, появятся уже скоро, и будет обращаться под контролем государства. Уже готовится законопроект. Но, с учётом предъявляемых к ней требований, это будет уже совсем иная криптовалюта.

Майнинг криптовалют в РФ

Технология блокчейн

Что касается в целом технологии блокчейн, то её развитие, особенно в интересах Цифровой экономики РФ, поощряется на территории России. Это может быть востребовано в медицине, безопасности, защите интеллектуальной собственности, внедрении отечественных разработок и т.д.

Также в настоящее время в России действует Доктрина информационной безопасности, правовую основу которой составляет Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Она распространяется на информационную сферу, под которой понимается широкий круг объектов — совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Сама по себе доктрина не имеет прямого действия по отношению к названным объектам, она является лишь системой официальных взглядов государства и реализуется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. Доктрина предназначена по большей части для государственных органов и стратегически важных отраслей, поэтому участниками системы обеспечения информационной безопасности являются: собственники объектов критической информационной инфраструктуры и организации, эксплуатирующие такие объекты, средства массовой информации и массовых коммуникаций, организации денежно-кредитной, валютной, банковской и иных сфер финансового рынка, операторы связи, операторы информационных систем, организации, осуществляющие деятельность по созданию и эксплуатации информационных систем и сетей связи, по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области, общественные объединения, иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению информационной безопасности.

Таким образом, государство обозначило круг своих интересов и участников, которым поручено вести деятельность  по защите этих интересов в информационной сфере. Исходя из этой системы официальных взглядов, появляются и будут появляться локальные нормы, относящиеся непосредственно к определенным отношениям.

Доктрина информационной безопасности РФ содержит много важных для власти целей и направлений, например таких – «нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Но среди множества общих фраз прослеживается одна важная линия, которая уже нашла своё отражение в федеральном законодательстве, и которой необходимо придерживаться всем, кто предоставляет услуги, в том числе и на основе технологии блокчейн:

— Защита персональных данных;

— Защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения;

— Противодействие правонарушениям и преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий.

Как известно технология блокчейн во многом соответствует Доктрине информационной безопасности России, так как защищает передаваемые данные от подмены. Блокчейн в какой-то степени можно даже назвать ответом на запрос государства.

1 Комментарий

  1. Вот ссылка на профессиональный форум, где можно обсудить данную статью
    https://bitcointalk.org/index.php?topic=2116944.0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *